Как сделать в Роблокс Студио меню?
Опубликовано: 13.08.2025 · Обновлено: 20.08.2025
Вход в игру часто начинается не с музыки и не с карты, а с меню. Оно встречает игрока, объясняет правила, предлагает настройки и запускает игровой процесс. В этой статье я подробно разбираю, как создать удобное, красивое и функциональное меню в Roblox Studio: от простого стартового экрана до анимированных кнопок, передачи команд на сервер и сохранения настроек. Пошаговые примеры кода, советы по дизайну и тестированию — всё это поможет вам сделать меню, которое действительно работает и приятно в использовании.
Содержание
- 1 Зачем вообще создавать меню и что оно должно уметь
- 2 Подготовка: что нужно знать и где размещать элементы
- 3 Шаг за шагом: создаем базовое меню
- 4 Анимация и эффекты: как сделать меню живым
- 5 Безопасность: когда и как посылать запросы на сервер
- 6 Меню настроек: переключатели, звук, сохранение
- 7 Тестирование: как не упустить баги
- 8 Дизайн и адаптивность: чтобы меню выглядело хорошо везде
- 9 Дополнения: динамическое меню, инвентарь и контекстные окна
- 10 Примеры практических функций меню
- 11 Советы из практики
- 12 Как сделать меню удобным и запоминающимся
- 13 Отладка распространенных ошибок
- 14 Куда двигаться дальше
Зачем вообще создавать меню и что оно должно уметь
Меню выполняет несколько ключевых задач. Оно должно:
- давать понять, что происходит в игре;
- позволять начать или продолжить сессию;
- давать доступ к настройкам, статистике и вспомогательной информации;
- быть удобным на разных устройствах и масштабах экранов.
Если меню неудобно или ломает ожидание игрока, первая сессия может закончиться быстро. Поэтому начинать стоит не с эффектов, а с функционала: понятные кнопки, быстродействие и предсказуемое поведение при кликах и нажатиях клавиш.
Подготовка: что нужно знать и где размещать элементы
Прежде чем разрабатывать интерфейс, разберитесь с базовой структурой Roblox GUI. Ключевые понятия:
- StarterGui — шаблон интерфейса, который копируется в PlayerGui при подключении игрока. Помещайте туда ScreenGui и дочерние элементы.
- ScreenGui — контейнер для всех экранных элементов. Внутри него размещаются Frame, TextButton, TextLabel, ImageButton и другие объекты.
- LocalScript — код, который выполняется на клиенте. Скрипты для обработки нажатий кнопок, анимаций и локальных реакций должны быть LocalScript и лежать так, чтобы выполнялись у клиента (например, внутри ScreenGui в StarterGui).
- Script на сервере — для действий, которые должны выполняться безопасно или централизованно: телепортация, сохранение данных, начисление предметов. Взаимодействие между клиентом и сервером происходит через RemoteEvent в ReplicatedStorage.
Несколько полезных сервисов:
- TweenService — плавные анимации для GUI;
- ContextActionService и UserInputService — обработка клавиш и тач-жестов;
- DataStoreService — сохранение данных игрока на сервере;
- ReplicatedStorage — место для RemoteEvent и общих ресурсов.
Организуйте элементы с умом: давайте понятные имена, используйте UIListLayout и UIAspectRatioConstraint для адаптивного расположения, избегайте точных крупных чисел в Size и Position — лучше использовать Scale, чтобы интерфейс корректно выглядел на разных экранах.
Шаг за шагом: создаем базовое меню
В этом разделе приведу практическую инструкцию — от создания интерфейса до скрипта открытия/закрытия меню.
1. Создаем структуру GUI
Откройте Roblox Studio, в панели Explorer найдите StarterGui. Создайте в ней ScreenGui и внутри ScreenGui создайте Frame — он будет контейнером для меню. Примеры вложений:
- StarterGui
- ScreenGui («MainMenuGui»)
- Frame («MenuFrame»)
- TextLabel («Title»)
- TextButton («StartButton»)
- TextButton («SettingsButton»)
- TextButton («ExitButton»)
Настройте MenuFrame: Size и Position в Scale, AnchorPoint = (0.5, 0.5) и Position = UDim2.new(0.5, 0, 0.5, 0) чтобы центрировать. Добавьте UIListLayout для автоматически упорядочивания кнопок.
2. Делаем кнопки интерактивными
Добавьте LocalScript внутрь ScreenGui. Этот скрипт будет управлять открытием меню и реакцией на клики.
Пример простого LocalScript:
local TweenService = game:GetService(«TweenService»)
local Players = game:GetService(«Players»)
local player = Players.LocalPlayer
local screenGui = script.Parent
local menu = screenGui:WaitForChild(«MenuFrame»)
local startBtn = menu:WaitForChild(«StartButton»)
local settingsBtn = menu:WaitForChild(«SettingsButton»)
local exitBtn = menu:WaitForChild(«ExitButton»)
— Позиция скрытого меню (вверх за границей экрана)
local hiddenPos = UDim2.new(0.5, 0, -1, 0)
— Позиция видимого меню (в центре)
local shownPos = UDim2.new(0.5, 0, 0.5, 0)
menu.AnchorPoint = Vector2.new(0.5, 0.5)
menu.Position = hiddenPos
local tweenInfo = TweenInfo.new(0.35, Enum.EasingStyle.Quad, Enum.EasingDirection.Out)
local function showMenu()
TweenService:Create(menu, tweenInfo, {Position = shownPos}):Play()
end
local function hideMenu()
TweenService:Create(menu, tweenInfo, {Position = hiddenPos}):Play()
end
startBtn.MouseButton1Click:Connect(function()
— Здесь можно отправить RemoteEvent для старта игры
hideMenu()
end)
settingsBtn.MouseButton1Click:Connect(function()
— Показать настройки (реализовать отдельную панель)
end)
exitBtn.MouseButton1Click:Connect(function()
— Можно телепортировать игрока или показать подтверждение
end)
showMenu()
Этот код создает простую анимацию открытия меню из верхней границы экрана и связывает клики с функциями. Обратите внимание: LocalScript нужно положить в ScreenGui, а сам ScreenGui размещается в StarterGui.
3. Обработка клавиши Escape
Игроки привыкли нажимать Escape, чтобы выйти из меню или открыть его. Есть два подхода: ContextActionService и UserInputService. Пример с UserInputService:
local UserInputService = game:GetService(«UserInputService»)
UserInputService.InputBegan:Connect(function(input, gameProcessed)
if gameProcessed then return end
if input.KeyCode == Enum.KeyCode.Escape then
— Переключаем меню
if menu.Position == hiddenPos then
showMenu()
else
hideMenu()
end
end
end)
Этот код учитывает, что если событие уже обработано игрой, повторно его не трогаем. Для мобильных устройств учитывайте тач-события и контекстные кнопки.
Анимация и эффекты: как сделать меню живым
Простые изменения прозрачности и масштаба создают впечатление плавности. Не перегружайте интерфейс эффектами, но используйте их там, где это улучшает понимание.
Анимация кнопок при наведении
Добавьте на кнопку обработчики MouseEnter и MouseLeave. Пример:
local hoverTweenInfo = TweenInfo.new(0.12, Enum.EasingStyle.Sine, Enum.EasingDirection.Out)
local function onEnter(btn)
TweenService:Create(btn, hoverTweenInfo, {BackgroundTransparency = 0}):Play()
TweenService:Create(btn, hoverTweenInfo, {TextSize = 20}):Play()
end
local function onLeave(btn)
TweenService:Create(btn, hoverTweenInfo, {BackgroundTransparency = 0.4}):Play()
TweenService:Create(btn, hoverTweenInfo, {TextSize = 18}):Play()
end
for _, b in pairs({startBtn, settingsBtn, exitBtn}) do
b.MouseEnter:Connect(function() onEnter(b) end)
b.MouseLeave:Connect(function() onLeave(b) end)
end
Небольшое изменение размера текста и прозрачности делает кнопку отзывчивой. На мобильных устройствах наведения нет, поэтому стоит предусмотреть альтернативы, например подсветку при нажатии (MouseButton1Down/MouseButton1Up).
Плавное появление текста и логотипа
Логотип можно появить через свойства TextTransparency или ImageTransparency, а затем последовательно проигрывать Tween-ы с задержкой. Так интерфейс выглядит аккуратно и привлекательно.
Безопасность: когда и как посылать запросы на сервер
Клиентский код не должен напрямую менять важные игровые данные. Всё, что влияет на другие игроков или на прогресс, должно обрабатываться сервером.
Пример паттерна для старта игры:
- в ReplicatedStorage создаем RemoteEvent «StartGameEvent»;
- клиент по клику вызывает StartGameEvent:FireServer();
- на сервере Script слушает OnServerEvent и проверяет право игрока запускать действие, затем выполняет логику.
Пример Server Script:
local ReplicatedStorage = game:GetService(«ReplicatedStorage»)
local StartGameEvent = ReplicatedStorage:WaitForChild(«StartGameEvent»)
StartGameEvent.OnServerEvent:Connect(function(player)
— простая проверка, например, что игрок в нужном состоянии
print(player.Name .. » запросил старт игры»)
— Реальная логика: телепорт в игру, присвоение команд, включение таймеров и т. д.
end)
Такой подход предотвращает попытки читерства и гарантирует, что важные действия выполняются централизованно.
Меню настроек: переключатели, звук, сохранение
В настройках удобно давать возможность выключить музыку или настроить чувствительность. Для сохранения настроек используйте DataStoreService на сервере. Клиент отправляет новые настройки на сервер, сервер сохраняет их в DataStore, а при входе игрока сервер загружает данные и отправляет обратно клиенту через RemoteEvent.
Общий алгоритм:
- При PlayerAdded сервер читает DataStore по ключу «settings_».
- Если настройки найдены, сервер отправляет их клиенту через RemoteEvent «LoadSettings».
- Клиент применяет настройки к локальному аудио, интерфейсу и т. д.
- При изменении настроек клиент отправляет их на сервер через RemoteEvent «SaveSettings».
Небольшой пример работы с DataStore (серверный Script):
local DataStoreService = game:GetService(«DataStoreService»)
local settingsStore = DataStoreService:GetDataStore(«PlayerSettings»)
local ReplicatedStorage = game:GetService(«ReplicatedStorage»)
local LoadSettings = ReplicatedStorage:WaitForChild(«LoadSettingsEvent»)
local SaveSettings = ReplicatedStorage:WaitForChild(«SaveSettingsEvent»)
game.Players.PlayerAdded:Connect(function(player)
spawn(function()
local key = «settings_» .. player.UserId
local success, data = pcall(function() return settingsStore:GetAsync(key) end)
if success and data then
LoadSettings:FireClient(player, data)
else
— отправляем дефолт
LoadSettings:FireClient(player, {musicOn = true, sensitivity = 0.5})
end
end)
end)
SaveSettings.OnServerEvent:Connect(function(player, settings)
local key = «settings_» .. player.UserId
local success, err = pcall(function() settingsStore:SetAsync(key, settings) end)
if not success then
warn(«Не удалось сохранить настройки для», player.Name, err)
end
end)
В коде учитывайте, что DataStore требует опубликованной игры для полноценного тестирования, а также обработку ошибок и лимиты запросов.
Тестирование: как не упустить баги
Для GUI тестирование особенно важно. Несколько практических советов:
- Тестируйте в режиме Play (Local) и Play Here. LocalScript выполняется только в контексте игрока.
- Проверяйте поведение на разных разрешениях: в Roblox Studio можно менять Device и экран; также тестируйте на телефоне, если целитесь в мобильную аудиторию.
- Используйте вывод (print) и Output для отладки, но не оставляйте лишних принтов в финальной сборке.
- Проверяйте отсутствие ошибок при отсутствии данных: WaitForChild безопаснее, чем прямой доступ.
- Следите за производительностью: громоздкие циклы в LocalScript, постоянно вызывающие RenderStepped, могут замедлить клиента.
Дизайн и адаптивность: чтобы меню выглядело хорошо везде
Адаптивность — ключевой момент. Старайтесь не располагать элементы по абсолютным пикселям. Несколько техник:
- UIListLayout и UIGridLayout помогают автоматически упорядочить группы кнопок;
- UIAspectRatioConstraint сохраняет пропорции логотипа и картинок;
- Scale в Size и Position делает интерфейс гибким;
- AnchorPoint упрощает центровку;
- UIPadding и LayoutOrder помогают точно контролировать отступы.
Еще пару советов по внешнему виду: используйте читаемые шрифты, контрастные цвета, достаточный размер кликабельной области для мобильных. Маленькие кнопки раздражают.
Дополнения: динамическое меню, инвентарь и контекстные окна
Меню можно расширять. Примеры:
- Динамический список предметов: используйте ScrollingFrame и создавайте элементы по шаблону через Clone();
- Контекстные окна: открывайте дополнительные Frame поверх основного меню с затемненным фоном для фокусировки внимания;
- Интерактивный туториал: последовательно подсвечивайте элементы меню и показывайте подсказки;
- Раздел магазина: при покупке кнопка отправляет RemoteEvent серверу, сервер валидирует и выдает предмет.
При создании динамических списков важно правильно освобождать ресурсы: удаляйте временные объекты, не держите лишние подключения событий, чтобы избежать утечек памяти.
Примеры практических функций меню
Ниже — несколько готовых идей и краткие примеры реализации.
Пауза и блокировка управления
При открытии меню можно временно отключать управление персонажем. Простой способ — изменить Humanoid.WalkSpeed и JumpPower:
local character = player.Character or player.CharacterAdded:Wait()
local humanoid = character:WaitForChild(«Humanoid»)
local originalWalkSpeed = humanoid.WalkSpeed
local function lockMovement()
humanoid.WalkSpeed = 0
humanoid.JumpPower = 0
end
local function unlockMovement()
humanoid.WalkSpeed = originalWalkSpeed
humanoid.JumpPower = 50 — или восстановите предыдущее значение
end
Такой подход работает, но помните про синхронизацию и влияние на мультиплеер: изменение на клиенте можно обойти на сервере. Надежнее — отправлять запросы на сервер и там в безопасном режиме управлять состоянием игры.
Телепортация при выходе в главное меню
Если кнопка Exit должна вернуть игрока в лобби, используйте TeleportService на сервере. Клиент вызывает RemoteEvent, сервер обрабатывает и вызывает TeleportService:Teleport(placeId, player).
Советы из практики
Накопилось несколько простых правил, которые облегчают жизнь:
- Давайте понятные имена объектам: MenuFrame, StartBtn, SettingsPanel и т. д.;
- Храните RemoteEvent в ReplicatedStorage и именуйте события по смыслу: «StartGameEvent», «SaveSettingsEvent»;
- Не храните критичные данные только на клиенте; проверяйте всё на сервере;
- Избегайте использования бесконечных циклов для обработки GUI; используйте события и связи;
- Тестируйте на реальных устройствах, если игра ориентирована на мобильную аудиторию.
Как сделать меню удобным и запоминающимся
Игроки любят простые и понятные интерфейсы. Добавьте мелкие, но важные детали: звуки при нажатии, плавные переходы между экранами, визуальную обратную связь. Если вы хотите, чтобы меню выглядело профессионально, поработайте над деталями:
- анимация появления логотипа;
- умеренное использование звуков;
- сохранение настроек автоматически при их изменении;
- подсказки по управлению для новых игроков.
Эти вещи не требуют много кода, но значительно повышают впечатление от игры.
Отладка распространенных ошибок
Частые проблемы и решения:
- LocalScript не запускается — проверьте расположение; LocalScript выполняются только в PlayerGui, StarterCharacterScripts, Backpack и некоторых других местах, но не в обычном Server Script.
- RemoteEvent не срабатывает — убедитесь, что объект в ReplicatedStorage и имена совпадают в клиенте и сервере.
- Анимации дергаются — проверьте, не конфликтуют ли одновременные Tween-ы, и не выставлены ли значения напрямую в других местах.
- Данные не сохраняются в тесте — DataStore не работает в режиме Studio без публикации; публикуйте игру для полноценного тестирования.
Куда двигаться дальше
После того, как вы реализовали базовое меню, подумайте о расширении: локализация интерфейса, адаптивные макеты для разных языков и культур, интеграция с системами внутриигровых покупок, создание редактора интерфейса прямо в игре. Меню — не разовый элемент, это точка взаимодействия с игроком, которая может влиять на удержание и монетизацию.
Начните с простого ScreenGui и пары кнопок, добавьте анимацию и серверную проверку, протестируйте на разных устройствах. Меню — это сочетание дизайна, удобства и чистого кода; если вы уделите каждой из этих частей внимание, результат порадует игроков и даст хорошее первое впечатление о вашей игре.
Важно! Сайт RobPlay.ru не является официальным ресурсом компании Roblox Corporation. Это независимый информационный проект, посвящённый помощи пользователям в изучении возможностей платформы Roblox. Мы предоставляем полезные руководства, советы и обзоры, но не имеем отношения к разработчикам Roblox. Все торговые марки и упоминания принадлежат их законным владельцам.